ОСАГО — это Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности. То есть это специальный обязательный вид страхования.
Зачем нужен полис ОСАГО?
ОСАГО защищает вас от непредвиденных трат в случае ДТП:
Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания за вас возместит ущерб имуществу и здоровью пострадавших. За ремонт вашего ТС по полису ОСАГО не заплатят, придется восстанавливать его за свой счет. Но вы можете приобрести полис Каско, который покроет и эти расходы. Если разбили вашу машину, её ремонт оплатит страховая компания виновника аварии.
Если в аварии виновны оба водителя, страховые компании заплатят обоим — обычно возмещают половину нанесенного ущерба. В спорных случаях степень ответственности каждого участника ДТП и соотношение выплат определяет суд.
Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Если восстановление авто обойдется дороже, пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП доплатить разницу между фактическим ущербом и страховым возмещением.
Чтобы свести к минимуму риск денежных потерь, в дополнение к ОСАГО вы можете купить полис ДСАГО — добровольной автогражданской ответственности
Какие документы нужны для оформления полиса?
По закону вам потребуются следующие документы:
Паспорт собственника автомобиля, либо паспорт страхователя и доверенность от собственника , при страховании личной машины.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица — при страховании корпоративной машины.
ПТС или другой документ о регистрации транспортного средства — свидетельство о регистрации, технический паспорт или технический талон.
Водительское удостоверение или его копия — для всех, кто будет управлять транспортным средством.
Как купить полис ОСАГО?
Можно приобрести полис как в обычном бумажном, так и в электронном виде. Их оформляют:
в офисах и на сайтах страховых компаний, у которых есть лицензия на ОСАГО, – их список с адресами есть на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА);
у страховых агентов или брокеров – обычно они предлагают на выбор полисы нескольких страховщиков;
При проверке на дорогах электронный полис можно показывать сотрудникам ГИБДД на экране смартфона или планшета. Но лучше распечатать и возить с собой – на случай, если гаджет разрядится. По серии и номеру сотрудник ГИБДД может проверить актуальность полиса через горячую линию или информационную базу РСА. Вы и сами можете заглянуть в эту базу, если потребуется.
Если нужен полис на бланке строгой отчетности, вы можете получить его в офисе страховщика или по почте.
Полисы ОСАГО можно также проверить на сайте РСА. Там вы узнаете, какой страховой компании он принадлежит и действует ли ее лицензия. Если полис не значится в в реестре РСА, немедленно обратитесь в полицию и оформите новый страховой полис.
Сколько стоит ОСАГО?
Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа и различных коэффициентов. При этом учитываются:
Тип транспортного средства — грузовой или легковой автомобиль, мотоцикл, автобус или другой.
Кто собственник — физическое или юридическое лицо.
Регион, в котором зарегистрирован владелец.
Возраст и водительский стаж водителя.
На тариф также влияют мощность машины, количество аварий, в которых был виноват покупатель полиса, и другие факторы.
Быть аккуратным водителем выгодно. За каждый год безаварийной езды положена скидка — 5%, ее максимальный размер может составить 50%. Точный размер вашей персональной скидки — коэффициент «бонус-малус» (КБМ) — можно посмотреть на сайте РСА.
Что делать, если случилось ДТП?
Если в аварии столкнулись только две машины, никто из людей не пострадал и у обоих водителей есть полисы ОСАГО, можно оформить происшествие по европротоколу – без вызова ГИБДД.
Когда хотя бы одно из этих требований не соблюдено – вызывайте сотрудников ГИБДД и звоните в свою страховую компанию: вас проконсультируют, что делать дальше.
Как получить возмещение по ОСАГО?
В течение пяти дней после аварии вы должны подать заявление о возмещении ущерба:
Если в аварии пострадали только транспортные средства и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, вы можете обратиться к своему страховщику.
Если в аварии пострадали люди, заявление нужно подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Если у вашего страховщика отозвана лицензия, подавайте заявление в страховую компанию виновника аварии.
Если и у его страховщика отозвана лицензия, вы можете получить компенсационную выплату в РСА.
К заявлению нужно приложить:
протокол, составленный сотрудниками ГИБДД, или свой экземпляр извещения о ДТП (если вы его оформили через приложение «Помощник ОСАГО», оно поступит страховщику автоматически);
паспорт и водительское удостоверение;
документы о праве собственности на ТС;
доверенность от собственника ТС на получение возмещения, если в страховую компанию обращается другой человек;
банковские реквизиты, если вместо ремонта вам положена денежная компенсация;
если вы сделали фото- или видеосъемку места аварии, можете передать их страховщику, например на флешке; если авария оформлена через одно из мобильных приложений, достаточно указать регистрационный номер фотофиксации;
письменные показания свидетелей ДТП, если они есть.
В течение пяти рабочих дней после подачи заявления вы должны предоставить машину на осмотр. Если транспортное средство повреждено настолько, что вы не можете приехать к страховщику, напишите об этом в заявлении – к вам приедет представитель компании.
Страховщик должен рассмотреть заявление о страховом возмещении в течение 20 рабочих дней. Если за этот срок вам не выдадут направление на ремонт, страховщик будет обязан заплатить неустойку — 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.
Как возмещают ущерб?
С апреля 2017 года по закону об ОСАГО приоритетная форма возмещения ущерба для легковых автомобилей россиян — восстановительный ремонт. Владельцы всех других транспортных средств по-прежнему могут сами выбрать – получить направление на ремонт или денежную выплату.
Страховщики отправляют пострадавшие машины на свои партнерские станции технического обслуживания (СТО). Если у вас новый автомобиль (не старше двух лет), его должны направить к официальному дилеру.
У восстановительного ремонта есть несколько преимуществ по сравнению с денежной компенсацией:
Возмещение без учета износа
При восстановительном ремонте, в отличие от денежной выплаты, страховая компания не учитывает износ деталей и агрегатов. На ваш автомобиль поставят только новые запчасти.
Гарантия качества
Минимальный гарантийный срок на ремонт автомобиля — 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.
Фиксированный срок
Предельный срок ремонта — 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО. За нарушение сроков ремонта страховщик заплатит вам неустойку — 0,5% от суммы страхового возмещения.
Иногда страховщики предлагают клиенту деньги вместо того, чтобы отправить его машину на ремонт. Например, если заранее ясно, что ремонт затянется больше чем на месяц и компании придется платить штраф. Вы можете согласиться или отказаться – прежде чем принимать решение, оцените свою выгоду в каждом из случаев.
Можно ли выбрать автосервис самому?
Вы можете выбрать любой автосервис из списка страховщика в радиусе 50 км от вашего дома или места аварии. Сделать выбор можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.
Страховщик обязан публиковать на своем сайте актуальный список партнерских СТО с адресами, марками обслуживаемых автомобилей и примерными сроками ремонта.
Если вы хотите отремонтировать автомобиль в автосервисе, с которым у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении укажите полное наименование выбранной СТО, ее адрес и платежные реквизиты, чтобы страховщик мог перевести ей оплату за ремонт. Срок рассмотрения такого заявления не должен превышать 30 дней.
Можно ли отказаться от ремонта и взять деньги?
Денежную компенсацию выплачивают в следующих случаях:
В списке страховой компании нет СТО в пределах 50 км от вашего дома или места аварии. И вы не согласны на транспортировку автомобиля за счет страховой компании в удаленный автосервис.
Автомобиль новый, а в списке страховой компании нет официального дилера нужной марки.
Страховая компания не может направить машину на ремонт на СТО, выбранную при заключении договора.
Ущерб от ДТП превышает максимальный размер выплаты, который предусмотрен в вашем случае, и вы не согласны доплачивать за ремонт на СТО страховщика. Обычно предельный размер компенсации составляет 400 000 рублей, но в некоторых ситуациях – 100 000 рублей. Подробнее о лимитах можно узнать в статье «Европротокол: как оформить ДТП без полиции».
Машина не подлежит восстановлению.
Владелец поврежденного автомобиля — инвалид, для которого машина – средство социальной реабилитации.
Владелец ТС погиб.
Все участники ДТП признаны виновными и не согласны сами доплачивать за ремонт.
В каждой из этих ситуаций возможна выплата денежной компенсации вместо ремонта, и страховая компания не вправе отказать.
Если ваш случай не вписывается ни в один из перечисленных вариантов, но вы все равно предпочли бы деньги вместо ремонта, укажите в заявлении страховщику, в какой форме хотели бы получить компенсацию ущерба. Возможно, компании будет выгоднее перечислить вам страховую сумму, чем оплачивать детали и работу сервиса. При этом нужно будет заключить соглашение о возмещении ущерба деньгами.
Что делать, если качество ремонта не устраивает?
Во время гарантийного срока вы можете написать заявление страховщику с требованием исправить недостатки. Эксперт страховой компании обязан осмотреть ваш автомобиль в течение 5 дней и отправить на ремонт, если информация о недостатках подтвердится.
Куда жаловаться в случае проблем?
Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Когда страховщик отказывается компенсировать ущерб по ОСАГО или занижает сумму выплаты, обращайтесь за помощью к финансовому омбудсмену. Его решения имеют такую же силу, как и постановления суда. Подробнее о том, как работает уполномоченный и как с ним взаимодействовать, читайте в статье «Финансовый омбудсмен: зачем он нужен и когда к нему обращаться».